В конце сентября 2018 года исполнительным комитетом Федерации Асхат Сейсембеков был избран на должность генерального секретаря. По итогам работы за первое полугодие 2019 года он дал развернутое интервью редактору сайта qazathletics.kz
Естественно, хотелось бы у вас спросить о текущем состоянии всей казахстанской легкой атлетики. На каком уровне в данный момент этот вид спорта находится в стране?
Безусловно, отечественная легкая атлетика имеет богатые традиции в прошлом, которые инерционно действовали возможно до недавних прошлых лет.
Однако, сейчас настало время перезапустить т.н. тумблер.
Цифры говорят сами за себя, всего 12 000 занимающихся по Республике, отсчет ведем с 13 летнего возраста, для которых трудятся 370 тренеров, из которых только 87 имеют различные сертификаты ИААФ. В инфраструктуре и инвентаре тоже есть над чем работать.
К счастью, это понимает спортивное руководство страны, и конечно, новый руководитель Федерации Даниал Ахметов, которые и запустили эту работу по проведению определенных реформ в виде спорта и в создании в нем новой элиты, будь то спортсмены, тренеры, судьи и функционеры.
Это мы сейчас стараемся выполнить.
Известно, что в некоторых регионах легкая атлетика переживает не самое благоприятное время. Даже в разрезе внутренних чемпионатов заметно, что не многие области могут себе позволить выставить полноценную команду, от силы участвуют несколько спортсменов. Как будет решаться данная проблема? Наверняка это связано с массовостью, а также с наличием качественных специалистов.
Описанные мною выше статистические факты конечно отображаются в итоге в популярности и массовости вида спорта. В тех регионах, где легкая атлетика не занимала ведущих ролей традиционно в прошлом, стала с годами проседать еще явнее.
Конечно, исправление ситуации займет время, но над этим работа ведется. В отдельных регионах началось строительство инфраструктуры, в то же время, Федерацией определен список из 30 молодых тренеров, которые проходят семинары, практики и будут отправлены на трехмесячные стажировки в одну из тренерских школ США осенью этого года.
Несомненно, на дистанции это даст положительный результат для вида спорта по всей Республике. Вместе с тем, предпринимаются в том числе и популистические шаги для освещения и мелькания легкой атлетики в сетях и в средствах массовой информации, чтобы о ней снова начали говорить.
Легкая атлетика-королева спорта, любой вид спорта практикует ее элементы, соответственно без нее развитие спорта в общем не пойдет по пути полного использования своего потенциала. Ведь бывшие легкоатлеты работают в качестве тренеров практически во всех видах спорта по завершению своих карьер.
Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что началась своеобразная перестройка: увеличилось количество выездных стартов, многие тем самым получают опыт, внутри страны возросло количество турниров, создался клуб. Могли бы озвучить, что сделано в период, скажем так, новой эры?
Последние полтора года, были очень результативные для легкой атлетики в контексте создания новой, современной модели вида спорта.
Во-первых, началось строительство как было сказано выше, нескольких сооружений и проектируется еще ряд таковых.
Во-вторых, создался Клуб, первый профессиональный в истории страны «Алтай Атлетикс», который объединил в себе лучших атлетов страны и создает им дополнительные возможности и условия. Также, используя этот Клубный инструмент у многих атлетов появилась дополнительная возможность участия в международных стартах.
Например, за 2018 год 17 атлетов Клуба провели 140 официальных стартов в 39 странах мира. А четыре его молодых тренера получили практику в Европе и Африке.
С прошлого года запущен «Altay Kids Cup» в Восточно-Казахстанской области, который проходит в три этапа и вовлекает более 20 000 детей.
Такого масштабного соревнования по легкие атлетики мы еще не проводили. В этом году он прошел во второй раз, и мы уже получаем из него определенные дивиденды в виде обращающихся в легкую атлетику детей.
Этот турнир смоделирован по самому массовому не только легкоатлетическому соревнованию, но и вообще самому массовому по всем видам спорта состязанию Европы - швейцарскому UBS Kids Cup. В него вовлечены более 300 000 детей. Если раньше Швейцария не имела в больших количествах легкоатлетов уровня Олимпиады, Чемпионатов мира и Европы, то сейчас картина обратная.
Этот турнир у них проводится ежегодно с 2006 года, и сейчас в Швейцарии есть термин «поколение UBS Kids Cup”.
К таким показателям мы тоже стремимся и хотим этого достичь.
Также, следуя тенденциям времени мы создали для атлетов сборной страны исследовательскую аналитическую группу, приобрели в ее первый этап формирования, необходимое медико-восстановительное оборудование.
Если можно художественно выразится, «то сейчас мы находимся в начале трудно преодолеваемого перевала, который если мы сможем перейти, то нашу легкую атлетику ожидает благодатная долина».
Для этого потребуется не только время, но и большие усилия и терпение.
Самое главное, мы этого очень хотим и готовы провести соответствующею работу.
Какие основные цели стоят конкретно у федерации? Имеется ввиду не слишком долгосрочные, а главные ближайшие.
В принципе, сейчас мы не делим задачи на ближние и долгосрочные, а просто активно действуем во всех сферах легкой атлетики, упущено много времени, мы стараемся компенсировать это как можно эффективнее.
Конечно, для национальной сборной основной показатель — это предстоящая Олимпиада в Токио в 2020 году.
Главным тренером поставлен план в завоевании 15 лицензий, для выполнения этой задачи прикладываются все возможные для нас усилия. Это, наверное, можно определить, как задачу номер один на «прямо сейчас».
Принятый вектор продолжится без Григория Егорова. Каковы причины прекращения сотрудничества? И кто рассматривается теперь на должность главного тренера? Будет ли привлекаться к работе консультант зарубежный? Во многих национальных командах такое практикуется: таеквондо, фехтование, каратэ, триатлон и так далее.
Вектор развития, заданный руководством Федерации в 2017 году, конечно же будет сохранятся. Что касается Григория Егорова, который был привлечен в сборную в качестве ее главного тренера ровно два года назад, то по решению Исполнительного комитета Федерации с ним решено было не продлевать соглашение. Тому есть ряд совокупных факторов, один из которых это то что, Григорий Егоров выполнил свою работу в период так называемого «транзитного времени», как вы знаете на законодательном уровне в Республике, произошли изменения, затронувшие весь казахстанский спорт, который сейчас уже живет по-новому, и очень тесно работает с Национальным Олимпийским Комитетом, чего не было ранее.
Сейчас нами определена кандидатура на пост главного тренера-преемника Егорова, и уже в ближайшее время мы об этом решении официально объявим.
Что касается, иностранного специалиста, то легкая атлетика немножко отличается от других видов спорта тем, что в ней есть 48 различных дисциплин, поэтому привлечение одного иностранца это не панацея, нам гораздо эффективнее привлекать иностранцев именно в живую тренерскую работу по разным видам королевы спорта, тогда как главный тренер в легкой атлетике выполняет больше административно-менеджерскую работу.
А зарубежных специалистов мы уже активно привлекаем, у нас работает Елена Хлопотнов из Украины, она родом из Казахстана, кстати, имеет 9-й результат за всю историю в прыжках в длину, сейчас она работает с молодыми спортсменами в «Алтай Атлетикс», в период Мемориал Косанова пройдет тренерский семинар от легенды мировой легкой атлетики американца Дуайта Филлипса, также мы очень тесно сотрудничаем с тренером лучшей на сегодня высотницы Марии Ласицкене - Геннадием Габреляном.
Кстати, есть еще одна проблема - это ближайший резерв мирового уровня. По сути, Ольга Рыпакова единственная, от кого можно ожидать медали. Безусловно, в разрезе азиатских турниров данный список довольно обширен. Однако на мировых дорожках и секторах, к сожалению, пьедестала ждать не от кого, кроме Рыпаковой. Насколько ситуация страшная, если, допустим, Ольга через пару лет прекратит свою карьеру?
Вы правы, ситуация если не «страшная» как вы сказали, то явно приближенная к этим ощущениям.
Ольга Рыпакова это символ не только нашей легкой атлетики, но всего отечественного спорта, с трех Олимпиад у нас медали еще никто не привозил кроме нее.
Сейчас она готовится к своей 4-й Олимпиаде, находится в хорошей форме, это атлет с самой большой буквы. Мы очень на нее рассчитываем.
Найти новых Рыпаковых для нас задача номер один.
История с натурализацией кенийских бегунов напрямую связана с этим моментом?
Привлечение атлетов кенийского происхождения сначала в казахстанский Клуб, а потом и получении ими нашего паспорта имела целый ряд совокупных причин, слившихся воедино.
Если говорить с точки зрения сборной команды, то три новых казахстанца из четырех входят в ТОП 10 рейтинга ИААФ на настоящий момент, что уже дает повод для тренерского штаба задуматься о шансах на мировом уровне и использовании этой возможности в нашу пользу.
Хочу отметить, что наш вид спорта в Республике, наверное, один из последних который попытался ввести в свой состав т.н. легионеров.
Тем не менее, очевидно, что данные атлеты уже сейчас являются одними из драйверов роста вида спорта в Республике, так как использую их через Клуб, мы многое проецируем в отечественную легкую атлетику, начиная от выстраивания отношений с ведущими организаторами стартов по миру, искусственно создавая конкуренцию внутри страны, поднимая планку ожиданий как для самих спортсменов, так и для отечественных функционеров, заканчивая большим имиджевым эффектом. Легкоатлетическое сообщество в мире очень осведомлено о проводимой работе внутри страны.
Одним из этих фактов стало доверие со стороны ИААФ в проведении в г. Нур-Султан дня бега 24:1 который прошел синхронно в 24-х городах мира 2 июня т.г. Безусловно, мы стали в том числе благодаря Клубу с такими ТОП атлетами, лидером которого является Ольга Рыпакова, тесно и регулярно контактировать с руководством ИААФ и Бриллиантовой лиги.
В скором времени это будет иметь очень позитивный эффект на всю отечественную королеву спорта.
Расскажите, на какой стадии сейчас этот процесс? Когда IAAF сможет озвучить свой вердикт? Есть ли вероятность того, что бегуны смогут без карантина выступать под казахстанским флагом?
Федерацией подан на рассмотрение в комиссию ИААФ пакет документов по конкретным атлетам. Сейчас находимся в переговорной стадии, свое решение Комиссия должна озвучить в ближайшем будущем. Дело в том, что, ИААФ ввел новые правила перехода атлетов из одной страны в другую в 2017 году, как раз в тот момент, когда эти атлеты присоединились к Клубу, и в 2018 приняли решение о подаче прошения казахстанского гражданства.
Любое решение ИААФ по данным атлетам для нас будет приемлемым-для нас натурализация не самоцель а лишь один из инструментов, который широко практикуется в мире.
Так или иначе у нас много работы для подготовки новой элиты казахстанских атлетов.
Сколько времени потребуется для того, что создалась преемственность резерва?
Точно на этот вопрос ответить не могу, но могу сказать, что за два года и один олимпийский цикла создать сильный костяк международного уровня возможно, также, как и возможно выстроить под этот костяк должным образом поставленную преемственность. Под преемственностью мы также понимаем передачу необходимых знаний опытными тренерами молодым.
Продолжая тему, можно назвать несколько имен, кто неплохо заявил о своем потенциале. Та же Елизавета Матвеева, Адина Махсутова, Кристина Овчинникова, Александра Залюбовская, Ефим Тарасов. Ведется ли специальная работа по воспитанию больших спортсменов из наиболее талантливых ребят? Присутствует ли в работе федерации принцип скаутов?
В феврале месяце этого года использую программу немецких тренеров по определению потенциала атлетов «Performance Funnel” тренерским штабом проведено тестирование молодых атлетов в возрасте до 21 года. Из протестированных 105 атлетов согласно этой программе имеют потенциал быть отобранными на Олимпиаду 21 атлет, из которых 12 могут претендовать на попадание в финал.
Конечно этот тест не аксиома, но он точно задает вектор для тренеров и для функционеров в предоставлении необходимых условий для отобранных по этой программе. Именно в случае создания должных условий эти атлеты могут оправдать свой потенциал.
Так работают в том числе немецкие тренера, британские и др.
Кстати, одна из задач нашей Федерации сделать нашу легкую атлетику технологичной и современной. Использование таких программ это часть выполнения этой задачи и бесценная подсказка тренерам.
Из перечисленных вами имен, могу сказать что все они входят в этот список 21-го атлета, и соответственно дополнительно попали в поле нашего внимания с точки зрения предоставления необходимых условий.
Не так давно Федерация начала работу по увеличению количества тренировочных площадок. Что уже сделано, что в работе и что в планах?
Все это входит в инфраструктурные решения, о которых мы говорили выше. Но, помимо запланированной работы в этом направлении, также делаются отдельные работы дающие дополнительную возможность в тренировочном процессе, как например в Кызылординской области, где отремонтировали зал для занятий легкой атлетикой, либо такие решения как капитальный ремонт 150-ти метрового манежа в г. Риддер.
Будет ли в стране стадион с сертифицированной дорожкой для проведения мировых турниров? Все-таки неясно, останется ли Центральный в Алматы в доступном режиме.
Здесь у нас полное понимание с Акиматом г. Алматы, который планирует построить легкоатлетический стадион на месте запасного поля центрального стадиона. Если удастся этот план реализовать, то для легкой атлетики это будет классным решением и даст возможность проводить ТОП соревнования на одном стадионе, включая виды метаний.
Расскажите подробнее о работе клуба Altay Athletics. Наиболее интересен момент в плане подготовки и продвижения атлетов национальной сборной. Насколько глубока данная интеграция? Какие условия создаются и кто попадает в состав клуба?
«Алтай Атлетиск» - это базовый Клуб отечественной королевы спорта.
В его составе 17 атлетов. Есть Генеральный менеджер Клуба - Гвидо Тоньони, который совместно с менеджментом и тренерами формируют его состав.
Атлеты из числа лидеров сборной не являющихся членами этого Клуба, в любом случае, каждый в той или иной степени, используют его инструменты, будь то менеджерские, медико-восстановительные, тренировочные, соревновательные и др.
Также в структуре Клуба есть дублирующий состав «Алтай Атлетикс 2», в который входят 15 юных атлетов в возрасте до 19-лет.
Это уникальный проект для нас, и безусловная возможность для атлетов, хотел бы от лица всего нашего сообщества поблагодарить Президента Федерации за возможность реализации этого Проекта, который уже признали в легкоатлетическом мире. Подтверждением тому стала достигнутая договоренность о сотрудничестве с «Nike», именно с его американским Офисом. Сотрудничество заключается в поставке спортивной экипировки, которая позволит выступать атлетам Клуба параллельно используя логотип Клуба и логотип «Nike». Мы намеренно полтора года не одевали продукцию разных поставщиков экипировки, а именно хотели достигнуть спонсорского соглашения с одним из мировых производителей. И нам это удалось. С июля 2019 года мы будем в форме “Altay Athletics”-“Nike”. Для нас это безусловный успех и признание казахстанского Клуба как части мирового легкоатлетического движения.
Впереди чемпионат мира. Сколько планируете лицензий на него? Как будет вестись подготовка к нему?
На текущий момент у нас имеется на предстоящий Чемпионат мира 4 лицензии, а также право выступать на нем завоевала женская эстафета 4х100. Еще не закончились нормативные старты, возможно будут пополнения.
На данный момент подготовка к ЧМ ведется через участие в международных стартах, а когда наступит пауза в августе месяце, то сборная отправится на УТС каждый по своим видам в определенные направления, под координацией главного тренера.
Также сейчас предолимпийский год. Расскажите подробнее о гонке за олимпийскими путевками. Таковой уже обладает Георгий Шейко в ходьбе, также наверняка норматив будет и у Рыпаковой. Кто еще сможет выполнить, учитывая, что IAAF несколько ужесточила отбор. На каких турнирах планируете это сделать?
Вы правы ИААФ очень значительно ужесточил стандарты завоевания лицензий. Тем не менее, как было сказано выше от плана главного тренера отступать не будем в контексте количества лицензий.
Есть два способа отобраться, либо прямо по нормативу, либо через рейтинговую систему. По второму способу будем максимально задействовать возможности Клуба «Алтай Атлетикс» для увеличения количества необходимых международных стартов.
В заключении, расскажите о том, чего уже удалось добиться Федерации? Понятное дело, не так много времени прошло, но все же. Кто следит за легкой атлетикой, может отметить положительные моменты. Поэтому хотелось бы услышать своеобразный отчет, а также основные задачи.
В принципе о задачах и том что, на «прямо сейчас» время нового руководства Федерации можно без ложной скромности назвать результативным было сказано. Я лишь не упомянул о формировании в структуре Федерации сборных U 18 и U 20, это мощнейший сдвиг для подрастающего поколения, которые стали участвовать с международных матчевых встреч.
Сейчас главное, сохранить и увеличить заданный Президентом Федерации темп.